25 ноября 2010 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ №611 «О внесении дополнений и изменений в Правила дорожного движения».
Большая часть изменений носит редакционный характер и направлена на обеспечение безопасности дорожного движения, однозначное трактование в правоприменительной практике, а также при разборе возникающих дорожно-транспортных ситуаций, как участниками дорожного движения, так и сотрудниками ГАИ.
Среди существенных нововведений можно отметить следующие:
- к автомобилям прировняли квадрициклы (мотоколяски), а соответственно, теперь для управления ими потребуется водительское удостоверение категории «В»;
- введен запрет на употребление всех запрещенных веществ (среди них слабоалкогольные напитки и пиво) «после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке транспортного средства до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования)».
- существенно изменился порядок действий водителя при ДТП. Указом №611 Правила дорожного движения приведены в соответствие с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (если ДТП случилось с участием 2 автомобилей, сумма ущерба не превышает 200 евро, ущерб причинен только автомобилям, если у водителей нет разногласий в том, кто прав, кто виноват, если каждый из водителей трезв и с правами, а авто надлежащим образом застрахованы — то можно заполнить бумаги и мирно разъехаться);
- водителям транспортных средств, оборудованных тахографом, потребуется предъявлять свидетельство о поверке тахографа, при наличии аналогового тахографа — предъявить тахограммы, а при наличии цифрового тахографа — карточку водителя, распечатки с тахографа, а также предоставить доступ к тахографу;
- устранена любопытная коллизия: транспортным средствам, перечисленным в пункте 84 Правил (транспорт, обслуживающий предприятия торговли и т.п.), разрешалось лишь двигаться по тротуарам, но не разрешалось останавливаться для разгрузки. Указом новая версия пункта 143.14 эту проблему разрешает;
- в пункте 147, «при нарушении водителями предусмотренных настоящей главой правил остановки или стоянки транспортных средств» помимо принудительной эвакуации для автомобилей, которые создают препятствие для дорожного движения или угрозу безопасности граждан, предусматривается также блокировка колес — ранее этот вид воздействия на нарушителей нигде в Правилах не регламентировался;
- уточнено, что движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью дороги, разрешается только для опережения вне обозначенных и регулируемых перекрестков;
- при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги водителей обязали поворачивать налево или разворачиваться с этих путей, если дорожными знаками «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе» не предписан иной порядок движения (ранее водители могли поворачивать налево или разворачиваться как с крайней левой полосы, так и с трамвайных путей). Этим была разрешена еще одна коллизия. Пример: один водитель с трамвайных путей поворачивает налево, а второй, из крайней левой полосы, выполняет разворот. Результат — ДТП, хотя оба водителя формально соблюдали Правила.
- расширен перечень транспортных средств, на которых должен быть включен маячок оранжевого цвета (добавлены: механическое транспортное средство, осуществляющее сопровождение при перевозке тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; механическое транспортное средство, специально предназначенное для транспортировки поврежденных и неисправных транспортных средств, при их погрузке, транспортировке и выгрузке; механическое транспортное средство, специально предназначенное в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов для подвоза групп детей в учреждения образования, при посадке и высадке пассажиров).
- Правилами запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, «переоборудованного» без согласования с ГАИ. Указом уточнено, что значит «переоборудованного» — «путем изменения его типа и (или) назначения, а также весовых, габаритных или иных технических характеристик, предусмотренных документацией организации (завода)-изготовителя, в том числе путем оборудования транспортного средства маячками, специальными звуковыми сигналами».
Изменения в Правилах приведены в сравнительной таблице.