14 ноября состоялась открытая встреча, одна из основных тем которой — проблема низкого качества подготовки водителей в нашей стране. По результатам беседы стало понятно, что менять в системе подготовки водителей нужно многое: и теоретические билеты, и систему изучения Правил дорожного движения, и обучение вождению, и даже систему приема экзаменов...
— Проанализировав статистику аварийности в нашей стране и изучив общественное мнение по данному вопросу, руководители компании «Ф-Авто» пришли к выводу, что сложившаяся на дорогах Беларуси ситуация требует кардинальных изменений. Социальная реклама малоэффективна, поэтому вопросом снижения аварийности должны заняться те, кто обладает максимально широкими знаниями о том, как люди мыслят и как они поступают в различных дорожных ситуациях. Осознав эту довольно простую закономерность, мы приняли решение привнести в стандартные наставления о том, как нужно ездить, чтобы не попасть в аварию, новую ценную информацию о том, как быть, если аварийная ситуация уже возникла. Ведь, что ни говори, от аварий на дорогах не застрахован никто, — сказал во вступительном слове директор компании «Ф-Авто» Виталий Никитчик.
На несовременную программу подготовки водителей, на то, что при приеме практического экзамена играет роль личный фактор, на слабую теоретическую и практическую базу постоянно жалуются и преподаватели, и сами курсанты.
— Всем известно, что в школах курсантов попросту «натаскивают» на сдачу теоретического экзамена. Самой продвинутой считается школа, где билеты «как в ГАИ», — курсант заучивает их и сдает. Не раз слышал от будущего водителя: «А это будет в ГАИ? Нет? Тогда мне это не нужно». Их заставляют заучивать понятия, которые они забудут уже через год и которые никогда им не пригодятся. А на практическом экзамене — субъективное мнение. Даже играют роль личные отношения директора автошколы с ГАИ: если отношения натянутые, в этой автошколе, как правило, процент сдачи экзамена с первого раза ниже. Такие истории мы не раз слышали. О какой объективности и каких навыках тогда может идти речь? Получается, водитель начинает учиться водить уже после того, как получает «права». Этого не должно быть, — выступил один из участников собрания.
На качество теоретических билетов нареканий тоже много. Оказалось, очень большую роль играют картинки.
— В теоретической подготовке есть два существенных недостатка: некачественные билеты и сама система обучения, — взял слово директор ООО «Новый поворот» Олег Куницкий. — Мы проводили исследования. Оказалось, что курсанты, которые решали без труда задачи с картинками старого образца, не могут справиться с такими же точно задачами, где картинки заменены фотографиями реальных мест. Когда я спросил у курсанта, почему он не смог решить аналогичную задачу с другой картинкой, он ответил, что для него задачи со старыми картинками — просто задачи, которые он после сдачи экзамена в ГАИ забудет, и что он не связывает их с реальной жизненной ситуацией. Кстати, по данным международных исследований, билеты нашей страны для подготовки к теоретическому экзамену одни из самых плохих в Европе — хуже только в Украине и Эстонии. Все страны Евросоюза давно перешли на вопросы, иллюстрированные конкретными дорожными ситуациями. А по поводу системы обучения хочу сказать, что не нужно заставлять курсантов заучивать Правила. На дороге их нужно учить думать и правильно ездить, а не запоминать понятия.
— Верно, — согласен с выступающим Сергей Овчинников, руководитель Школы экстремального вождения. — То, что водителей заставляют заучивать ПДД, а также то, как разбирает последствия аварии ГАИ, сказывается на безопасности движения только негативно: в случае возникновения аварийной ситуации водитель думает не о том, как избежать столкновения или сделать, чтобы все произошло с наименьшими потерями, а о том, как сделать, чтобы его признали невиновным. Ведь если для того, чтобы избежать аварии, ты выехал в соседнюю полосу или на полосу встречного движения — будешь наказан. Кстати, данные из ГАИ показывают, что аварии происходят не от незнания Правил, а от личной недисциплинированности водителей, так что заучивание ПДД бесполезно.
Как рассказал один из присутствовавших директоров автошкол, по его наблюдениям, инструкторы изначально неправильно учат курсантов: за короткий срок, предусмотренный программой, они не уделяют внимания деталям — правильной «рулежке», посадке и другому.
— После того как сам прошел курсы экстремального вождения Сергея Овчинникова, я понял, что многого не знаю. После окончания его школы решил провести эксперимент: установил в теоретическом классе 15 рулей, на которых преподаватель показывал курсантам, как правильно рулить. И когда эта группа сдавала экзамен в ГАИ, инспекторы сразу отметили, что эти курсанты выполняют все движения по-другому, более профессионально, чем остальные, — рассказал один из присутствовавших.
Почему компетентные органы не считают нужным что-то менять? Как отмечают в ГАИ, водители со стажем менее года практически не совершают ДТП — не более 5% общего числа аварий. Специалисты в ответ прокомментировали, что дело не в хорошей подготовке, а в том, что в этот период новичок ездит слишком осторожно. По статистике в первое ДТП молодой водитель попадает примерно на втором году вождения, когда начинает вести себя на дороге слишком самоуверенно, но машину еще не чувствует. После этого, как правило, следует «переосмысление» — два-три года безаварийной езды. Потом водитель может попасть еще в одно ДТП, после чего может ездить дальше без аварий. Вот и получается: так как водители на первом году управления автомобилем аварии совершают редко, то проблема изменения программы для ГАИ остро не стоит. Однако никто не думает о том, что для того, чтобы «научиться» водить, выпускнику автошколы нужно попасть в два ДТП. Но и это не означает, что по прошествии нескольких лет водитель становится профессионалом, — он просто делает определенные выводы. Между прочим, бывшие курсанты Школы экстремального вождения сразу замечают ошибки других водителей на дорогах. Такие водители могут иметь большой стаж за рулем, но как себя вести в экстренной ситуации, большинство из них не знает.
Организатором мероприятия выступила компания «Ф-Авто». Поддержку оказали руководитель Школы экстремального вождения Сергей Овчинников, директор Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств Андрей Максимов и директор ООО «Новый поворот» Олег Куницкий.
Первый шаг уже сделан. Компанией «Ф-Авто» совместно с Сергеем Овчинниковым было проведено исследование основных причин ДТП, выявлены типичные ошибки водителей и разработаны рекомендации по выходу из наиболее распространенных аварийных ситуаций. Вся собранная информация была систематизирована в виде целой серии обучающих плакатов для распространения по автошколам республики в качестве дополнительного учебного материала и в местах массового скопления автомобилистов.
Цель встречи — обсуждение проблем — достигнута. Осталось убедить компетентные органы в необходимости обратить внимание на проблему.
Источник — ABW.BY